Ю.Гапонов
o Геннадии Иванове
Я несказанно рад публикации стихов Гены Иванова.
Для нас - выпускников физфака МГУ далеких 50-х - 60-х годов,
очевидцев и соучастников рождения и становления незабываемых
традиций физи-ков тех лет: праздника "Архимеда" - ныне Дня Физика,
физфаковских опер и целинных строительных отрядов - Гена Иванов всегда
был и остается их героем и символом. У Гены удивительное свойство -
всегда оказы-ваться в центре бурных событий своих дней, быть их
провозвестником и творцом, душой происходящего. Он оказался на
физфаке первокурсником в самый пик творчества физиков - 1959 год,
год рождения студен-ческих отрядов, оперы "Серый камень" и идеи
праздника "Архимеда" - и воспринял все эти находки как свое кровное.
И они стали делом и сутью его жизни.
В 1960 году Гена в команде курса участвует в первом празднике "Архимеда",
в 1963 - он ведущий этого праздника на ступеньках факультета рядом с
Германом Титовым. В 1960 году рождается опера "Архимед", проходит 4 года,
и солист Генна-дий Иванов - уже Архимед на сцене физичес-кого театра и
служит ему до 90-х годов. У меня как режиссера даже в мыслях никогда не
возникало искать ему дублера - Геннадий Иванов был в этой роли абсолютно
естественен, беззаветно самоотвержен и незаменим. Как Архимед он
необыкновенно человечен и созвучен нам, физфаковцам, нашему зрителю,
а его заключительная ария всегда настолько воодушевляла зал, что после
нее гимн "Славься, опора науки физ-фак!" принимался от души любым самым
непросвещенным филологом, химиком и экономистом. В 1959 году Гена впервые
едет на целину и навсегда становится преданным этой романтической традиции
самоотверженного трудового творчества - когда в 1979 году отряд выпускников
вновь на целине, Гена как везде - душа отряда.
Но все-таки для всех нас Геннадий Иванов прежде всего и больше всего наш Поэт.
Из всей поразительной плеяды поэтов физиков, рожденной взлетом творческой энергии
физфака 60-х, он - романтик, самый лиричный, самый светлый и близкий нам.
Он был и остается душой физической поэзии - такого странного, неожиданного
явления, рожденного научной физической револю-цией 30-х, атомным
штурмом 40-х, взлетом духовного освобождения физиков 50-х и романтизмом 60-х.
Без него была бы немыслима эта поразительно долгая жизнь нашего физического искусства.